Bescen Journal: журнал про digital
Маркетинг

Брендбук: примеры pdf + для чего + как создать

«Ты узнаешь ее из 1000»… Если ты хочешь, чтобы то же говорили о твоей компании, тебе нужно всерьез взяться за брендирование продукта. А первый шаг в этом деле – создание брендбука.


Что такое брендбук

Brand book – это структурированный и графически оформленный перечень требований и правил по использованию фирменного стиля.


Наличие продуманного фирменного стиля гарантирует компании узнаваемость и повышает доверие клиентов. На примере всемирно известных брендов это легко понять. Если ты видишь билл-борд с черно-оранжевыми полосами, какая компания сразу приходит на ум? Или другой пример: все привыкли к тому, что отличительная особенность магазинов Икеа – это синий фон и название, написанное квадратными желтыми буквами. Если очередной филиал решит сделать вывеску другого цвета или использует другой шрифт, потенциальным покупателям покажется, что это не настоящий фейковый магазин.


В брендбуке должна быть прописана не только визуальная составляющая бренда, это своего рода конституция фирмы, где описаны миссия, стратегия и основные ценности бренда. Брендбук создает единый образ компании и определяет внешний вид офисов, интернет-ресурсов, рекламной продукции и всего-всего-всего, что относится к ее деятельности.


Кому необходим брендбук

Каждому владельцу бизнеса хотелось бы выделяться на общем фоне и отличаться незаурядным стилем. Стоит ли тебе вкладываться в создание книги бренда, помогут решить следующие 3 пункта.

  1. Учитывая масштаб работы по созданию брендовой книги, понятно, что это проект не из дешевых. Поэтому позволить себе полноценную разработку могут довольно крупные фирмы. Для «малышей» это будет нецелесообразно.
  2. Подумать о брендбуке может компания, планирующая производство брендовой продукции. Если услуги по ее производству будут оказывать третьи лица, то четкое описание стилистики бренда поможет избежать разночтений и недоразумений.
  3. Если планируется создавать рекламные макеты, брендбук значительно сэкономит время и средства на разработку и согласование эскизов.

Когда используется брендбук

Брендбук – это не строго регламентированный документ. Каждая фирма может оформить его так, как считает нужным и включить или не включить в него определенные разделы. Ниже приведу стандартную структуру брендбука.


1. Идеология бренда. Может включать историю компании, ее миссию и основные ценности, стратегию развития.

2. Описание целевой аудитории.

3. Логобук. Подробно описывает логотип: размеры, цвета, варианты размещения.

4. Гайдлайн. Представляет собой расширенный логобук. Это подробное описание всех вариантов цветовых решений, используемых размеров и шрифтов.


Пример гайдлайна Сбербанк - https://drive.google.com/file/d/1x3M21QQ9W2lIJNpMufWEgWwz-ZSt4R2s/view?usp=sharing


5. Деловая документация. Включает шаблоны бланков, визиток и других деловых бумаг.

6. Шаблоны презентаций.

7. Полиграфическая продукция. Содержит требования к оформлению рекламных проспектов, буклетов, листовок.

8. Имиджевая и сувенирная продукция.

9. Макеты всех рекламных конструкций, включая вывески, указатели, стойки.

10. Одежда сотрудников.

11. Интерьер офисов.

12. Оформление корпоративного транспорта.


Из перечисленных пунктов, компания может выбрать несколько или даже один (например, логобук или гайдлайн) в зависимости от потребностей и масштабов деятельности.Это не просто свод указаний к графическому оформлению продукции и интерьера. Brandbook используется:Руководством при определении направлений развития, чтобы новые идеи не противоречили общей миссии организации.

Дизайнерами при создании рекламных макетов, брендовой продукции и оформлении интернет-ресурсов компании.

Маркетологами при организации кампаний по повышению узнаваемости бренда.

Специалистами по работе с персоналом, так как общий стиль способствует общему духу в команде.

Юристами, когда они отстаивают авторские права собственника бренда.

Журналистами для правильного освещения бренда в сми.


Как создается брендбук

Пример брендбука от "Сведа" - https://drive.google.com/file/d/1qw8AI55SYumRAqwbaY6k94nIxjz6fDzP/view?usp=sharing


Стоимость разработки брендбука будет отличаться в зависимости от того, кто будет ей заниматься. И разрыв в цене значительный – от 5 000 до 200 000 рублей.


Готовый брендбук может быть оформлен в напечатанный буклет или представлен в электронной брошюре. Кто-то может решить сделать брендовую книгу в виде презентации или видео-ролика.Вариантов, как всегда, несколько. Плюсы одних в качестве и гарантированности, других - в цене.Специализированные фирмы.

Без сомнения – лучший вариант. Потому что люди прекрасно знают свою работу. Уже, так сказать, собаку съели на этом деле. Их опыт отражен в объемных портфолио, просмотрев которые, можно найти идею для своего бренда. Кроме того, сотрудничая с фирмой, защищаешь себя от рисков, так как фирма заключает письменный договор и оговаривает все подробности сотрудничества и сроки реализации проекта. На разных этапах сотрудничества у заказчика есть возможность вносить корректировки и видеть промежуточные результаты.Собственные дизайнеры. Этот вариант тоже здоровский, правда, при условии, что в штате есть хорошие специалисты в этой сфере. Свои сотрудники больше заинтересованы в процветании компании, а значит, с большей отдачей отнесутся к работе. К тому же это будет менее затратно, чем первый вариант. Но времени на создание полноценного брендбука уйдет гораздо больше

Фрилансеры. Это гораздо более бюджетный вариант. Но явные плюсы на этом заканчиваются. Конечно, можно волей случая или по чьей-то рекомендации найти ответственного и опытного исполнителя. Но с такой же вероятностью можно наткнуться на дилетанта или, не получив никаких гарантий, впустую потратить время и деньги.


В заключение

Увидев картину целиком, каждый может сделать свой осознанный выбор – создавать ли ему брендбук для своей компании или нет. Если да, то к кому обратиться – к специалистам или обойтись своими силами. Все зависит от масштабов деятельности и амбиций компании.